Сергей Васильевич Максимов

165 лет назад началось путешествие Сергея Васильевича Максимова по русскому Северу. В апреле 1856 года он уже в Архангельске, просматривает подшивки «Губернских ведомостей», изучает немногие книги о незнакомом ему крае, написанные в конце XVIII – начале XIX веков, намечает начало своего маршрута, ждёт, когда вскроется Северная Двина.

«Наконец лёд прорвало, и вся его масса прошла в Белое море. Стали ходить положительные слухи, что и море очистилось. И город Архангельск красовался уже позади меня, весь сбившийся ближе к реке, по которой колыхался почтовый карбас, обязанный доставить меня на первую станцию по онежскому тракту, откуда, как говорили, повезут уже в телеге и на лошадях…

вид с реки на Архангельск

«Я обернулся на Архангельск, чтобы просто посмотреть, так ли хорош он на своей реке, как, например, все города приволжские. Вся эта группа городских строений тянется на трехверстном пространстве, замкнутом с правой стороны монастырем Архангельским, слева — собором Соломбалы. В середине красиво разнообразят весь ландшафт развалины так называемого немецкого двора…Но все это уходит постепенно вдаль и заволакивается туманом. Архангельск исчез за Кегостровским мысом. Ветер стих; плыли греблей: шумела вода под веслами… Вот и всё».

Максимов ждёт встречи с морем. От станционной избы «Рикосиха» Максимов едет уже на телеге с ямщиком, разговоры с которым поразили путешественника:

попутный ветер

«Ну вот, твоя милость, всё ты пытал спрашивать: где море, где море? На, вон тебе и море! Ямщик показал кнутовищем в дальную сторону расстилавшегося впереди нас небосклона. Я спешил посмотреть по направлению руки ямщика, Но моря я еще не видал.  Между тем мы спускались под гору; лес прекратился, и море во всей своей неоглядной ширине лежало перед нами, сверкающее от солнца, пустынное, безбрежное.

Спустившись под гору, мы подъехали почти к самой воде, направляясь по гладко обмытому, как бы укатанному еще мокрому песку. Чуть не на колеса телеги начали плескаться волны, которые с шумом отпрядывали назад, подсекаясь на возвратном пути другими, новыми. Я заговорил с ямщиком:
— Что же, у вас дорога-то тут и идет подле самой воды?

— Дорога горой пошла. Да, вишь, теперь куйпога, а по ней ехать завсегда выгодней: и кони не заматываются, и твоей милости не обидно. Горой-то, мотри, всего бы обломало. У нас ведь, надо тебе говорить, на всякое слово свой ответ есть. Вот как бы это по-твоему?

Он показал на прибрежье.

— Грязь, по-моему, ил…

— По-нашему — няша ; по-нашему, коли няша эта ноги человечьей не поднимет — зыбун будет. По чему даве ехали — кечкар : песок-от. Коли камней много наворочено по кечкару, что и невдогад проехать по нему — это костливой берег.

Поощренный моими вопросами, ямщик опять обратился ко мне со своим замечанием

— Едал ли, твоя милость, тресочку свежую-то? Больно, ведь, хороша она, свежая-то: сахарина, братец ты мой, словом сказать! Нам так и мяса твоего не надо, коли тресочка есть — верно слово! У вас там, в Расее-то, какая больше рыба живет, на Волге-то на твоей?

— Стерлядь, осетрина, белужина, судаки…

— Нет, мы про этих и слыхом не слыхали, не ведутся у нас. Стерлядь-то вон, сказывают, годов с пять показалась на Двине: так едят господа, да не хвалят же. Треска, слышь, да сёмга наша лучше! Нет, у нас вашей рыбы нет: у нас своя. Вон видишь колышки? …Семужка — мать родная, барышная рыба».

Прекрасные диалоги, сохранившие нам речь коренных поморов, станут позднее украшением книги «Год на Севере». Но это не единственное её достоинство. Замечательны и комментарии автора:

«Едва понятная, по множеству провинциализмов, речь моего собеседника была для меня еще не так темна и запутанна, как темна, например, речь дальних поморов. На наречие ямщика, видимо, влияли еще близость губернского города и некоторое общение с проезжающими. В дальнем же Поморье, особенно в местах удаленных от городов, мне не раз приходилось становиться в тупик, слыша на родном языке, от русского же человека непонятные речи. Прислушиваясь впоследствии к языку поморов, я попадал и на такие слова, которые изумительны были по своему метко верному сочинению. Таково, например, слово «нежить», заключающее собирательное понятие о всяком духе народного суеверия: водяном, домовом, лешем, русалке, обо всем, как — бы не живущем человеческою жизнью».

В любой момент своих повествований Максимов не только наблюдатель и свидетель, но и активное действующее лицо. Так, например, становиться он  участником охоты на белуху: «Как теперь вижу хозяина отводной квартиры, явившегося со следующим интересным известием и запросом:

— Белуха подошла – рыбку обижает; невод наладили, к утру едем, не желаешь ли?

— Боюсь, не покусал бы зверь?

Белуха

Хозяин на эти слова чуть не расхохотался.

— Нашёл зверя злого! На-ко поди! Да смирнее зверя этого и в поднебесной нету; даром, что с корову ростом, а разумом-то, смирнотой своей и телёнка не осилит. Поедем — знай! Каково тебе смешно и любопытно будет! Я ведь к тебе не врать пришёл, а дело сказывать. Собирайся!

Через час опять явился ко мне и принёс орудия  с таким оговором:

— Я вот принёс тебе, чем и ты заняться можешь, чтобы и тебе пай был.

В ожидании белухи

Орудия, принесённые им оказались пешнёй и кутилом».

Во время морского перехода Максимов с изумлением наблюдает, как утомлённый безветрием хозяин карбаса совершает языческий обряд зазывания попутного ветра: «Долго-долго смотрел он против ветра и крутил головой, как будто сердился; затем снял шапку, похлопал себя по лбу и стал зачёсывать вихор на правый висок. Опять похлопал себя по лбу и засвистал. Затем приказал свистеть и старику-помощнику».

Спасо-Преображенский Пертоминсий монастырь

Вообще фольклор в очерках неразрывно связан с бытом поморов. В текст включаются многочисленные народные приметы, поверья, песни, местные предания, свадебные обряды, обряд проводов поморов на летние и зимние  промыслы. Путешествуя вдоль Летнего берега, Максимов побывал во всех поморских поселениях.

Сюзьма

Кудьма, Сюзьма — северный курорт, Пертоминск и Пертоминский монастырь, Красная гора, Яреньга и Яреньгский монастырь, Лопшеньга

Вспоминает «ласковость и приветливость всех жителей в Летней Золотице и Пушлахте, разгромленной бомбами во время Крымской войны».

Станцонная изба в поморской деревне

«На обратном пути в Архангельск в Красной горе хозяйка почтовой станции встречает приветом и поражает вопросом:

— Не ты ли, баринушко остатоцьку оставил?

— Какую, бабушка?

— А ложецьку серебряную.

Ложечка эта оказалась действительно моей, но о ней я забыл и думать, и вспомнил и узнал её только теперь, через три месяца». А что же поразило Максимова? Чувство собственного достоинства не позволяло северному человеку запятнать свою совесть нечестным поступком.

В путешествии по северному краю Максимов подметил независимость северного крестьянина, что проявлялось и поведении и в речах. Поразила и широко распространенную на Севере грамотность. Человеку, прибывшему из крепостной России, была в диковинку лишённая приниженных интонаций речь мужиков, смело обращавшихся к гостю «из самого – Питенбурха» на «ты», удивлял его и относительно зажиточный быт Поморья. Хотя не скрылось от взгляда писателя и социальное и имущественное неравенство поморов. Максимов математически точно указывает, какую часть добычи  присваивает хозяин на мурманских и на домашних промыслах.

С первых дней своего путешествия Сергей Максимов вёл путевой дневник, из которого родится позднее лучшая книга о русском Севере. За конкретными описаниями нравов и обычаев отчётливо проступает  авторская мысль о высоком значении свободы личности, о ее влиянии на духовный строй народа. Путешествие Максимова открыло тему Севера в русской литературе, повлияло и на самосознание самих северян. Перед взором автора проходит история поморского края. Писатель-этнограф становится одновременно исследователем, историком и археологом. Но, прежде всего, ему была близка душа народная, народная психология, народное мировоззрение, которые он постигал своей человеческой чуткостью и талантом.

Дорогие читатели, книга СергеяМаксимова «Год на Севере» ждёт вас в наших библиотеках!

Масимов. «Год на Севере».
Максимов. «Избранные сочинения».