18 апреля 1983 года  Ассамблея ЮНЕСКО  установила Международный день охраны памятников и исторических мест. Он отмечается с 18 апреля 1984 года более чем в 65странах мира, в том числе и в России.

Немного истории.

Памятники – это вечные и немые свидетели прошлого. Одна эпоха сменяется другой, а они навсегда застыли во времени, чтобы люди помнили прошлое своего города, края, страны.

150 лет назад при Министерстве Двора Его Императорского Величества была создана археологическая комиссия, в задачи которой  входили сохранение и учет памятников архитектуры, реставрация монументальной живописи и разработка государственной политики в сфере культурного наследия.

В 1924 году в СССР Инструкцией Наркомпроса был разработан Указ,

по которому  под охрану государства  ставились «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность; не

распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в

окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная

полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения

памятника».

Вопреки этому указу, именно  в 20- 30-годы были уничтожены большинство памятников царской эпохи  и духовные архитектурные сооружения.

Изменился и Архангельск, потеряв свой неповторимый облик старинного города, украшенного  купеческими особняками,  церквями и соборами, торговыми причалами и площадями.

В настоящее время восстанавливается Михайло-Архангельский кафедральный собор,  как часть монастыря, уничтоженного в 1931 году.  Но никогда уже не будет украшать Архангельск  самый красивый  храм России – Троицкий собор. На его месте давно стоит областной драматический театр имени Ломоносова.

Память о деревянном зодчестве  Архангельска и области  воплотилась в историческом проспекте имени Чумбарова-Лучинского и в музее «Малые Корелы».

Почти исчезли с улиц Архангельска  деревянные купеческие и мещанские особняки. Вызывает боль большой деревянный, оштукатуренный и украшенный под каменное зодчество, особняк купца Никанора Калинина. Дом признан аварийным и охраняется областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.  Будет грустно, если Архангельск потеряет этот архитектурный шедевр.

От дореволюционной эпохи  Архангельск хранит несколько архитектурных сооружений и памятников.

Гостиные дворы. Охраняется Федерацией.

Гостиные дворы

Строительство гостиных дворов началось сразу после основания Архангельска по берегу Двины, рядом с корабельными причалами. Первоначально Гостиные дворы были полностью деревянными. Пожар 1667 года уничтожил деревянное здание северной ярмарки. Каменная крепость была построена в 1668–83 годах по указу царя Алексея Михайловича. Это было одно из крупнейших сооружений того времени, занимавшее площадь около 9 гектаров.

Макет «Гостиных дворов»

Архангельский Гостиный двор до конца XVIII века назывался «каменный город», с одной стороны к нему примыкал  Русский Гостиный двор, а с другой — Немецкий гостиный двор. Каменный город был сложным комплексом, объединившим административные, торговые и оборонительные функции. Он служил фортификационным сооружением, защищавшим устье Северной Двины, отсюда начинался путь в Белое Море и вглубь страны.

Макет «Гостиных дворов»

После того, как советская власть распорядилась снести все допетровское наследие Архангельска, Гостиные дворы стали старейшим строением города. От всего комплекса сохранилась лишь стена, идущая вдоль Северной Двины, одна из шести башен и построенный по указу Екатерины II  в конце 18 века биржевой зал. Сегодня жители и гости города могут посетить отреставрированные купеческие палаты Русского Гостиного двора 17 века и парадные залы 18 века.

В Гостиных дворах располагается Архангельский краеведческий музей — один из старейших музеев России.

Памятник Петру I. Скульптор Марк Антокольский. Охраняется Федерацией.

Памятник Петру I

Оригинальная гипсовая скульптура последнего царя всея Руси из династии Романовых и первого Императора Всероссийского создана скульптором Марком Антокольским в 1872 году в Риме,  хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт- Петербурге. По этой отливке сооружены памятники Петру Великому  в Петербурге, в Таганроге, в Петергофе, в Шлиссельбурге. Узнав об этом, губернатор Иван Васильевич Сосновский обратился к племяннику покойного скульптора с просьбой изготовить подобный памятник для Архангельска. В 1909 году скульптура была готова и 1912 году доставлена из Парижа морским путём в наш город. Постамент из серого гранита по проекту архангельского инженера Сергея Пеца, соорудили монахи Никольского скита Соловецкого монастыря в каменоломнях Кондострова в Онежской губе Белого моря. Сохранилась открытка из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. На камне, назначенном под памятник Петра Великого в Архангельске, находятся Настоятель Монастыря архимандрит Иоанникий и Архангельский Губернатор И.  В. Сосновский.

Соловецкий монастырь. Каменоломня на Кондострове.

Памятник Петру I в Архангельске был торжественно открыт 27 июня 1914. На постаменте  выгравированы четыре даты, первые три указывают годы посещения города императором, а четвертая – год открытия монумента. Памятник был установлен в самом центре Архангельска, на набережной Северной Двины, возле Красной (Соборной) пристани, недалеко от Гостиных дворов.

Памятник Петр I. 1920 г.

На постаменте Российский император Пётр I изображён в парадном мундире офицера Преображенского полка. Он  возглавляет русские войска, побеждающие шведов в битве под Полтавой. В левой руке Пётр держит подзорную трубу, правой рукой – опирается на трость, на голове — форменная треуголка.

В 1920 году статуя была сброшена с постамента как «металлическое изображение гидры капитализма — царя», а на её месте сооружён обелиск жертвам интервенции. До 1933 года статуя лежала на берегу, после чего была перемещена в фонды краеведческого музея. В 1948 году памятник воссоздан  почти на том же самом месте, на Набережной Северной Двины, недалеко от памятника «Жертвам интервенции».

Памятник Ломоносову. Сульптор Иван  Мартос. Охраняется Федерацией

Памятник М.В. Ломоносову

Памятник в Архангельске – первый в России памятник  русскому учёному-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову.  Памятник был сооружён в 1829 году на средства, собранные народом по всероссийской подписке. Мысль о сооружении памятника Михаилу Ломоносову выдвинул в 1825 году епископ Архангельский и Холмогорский Неофит (Докучаев). Его поддержал архангельский генерал-губернатор адмирал Степан Миницкий. За несколько дней они собрали по предварительной подписке в Архангельске более 2 тыс. рублей, однако, зная, что сооружение памятника потребует значительно больших расходов, решили ходатайствовать через министра народного просвещения А. С. Шишкова перед императором Александром I о проведении всероссийской подписки. В марте 1825 года император одобрил это ходатайство. Объявление о подписке было напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях».  Сохранились списки пожертвований:  Императорская академия наук -1000 руб.; чины 2-й армии графа Витгенштейна -1000 руб.; чины отдельного корпуса внутренней стражи -1584 руб.; граф Д. И. Хвостов — 3345 руб; граф С. И. Воронцов 2000 руб.; Санкт-Петербургское купечество- 1000 руб.; архангельские купцы Амосов, Брант и Грель — 600 руб.; Архангельское мещанское общество — 300 руб. и простые мещане, крестьяне, купцы и священники – 200 руб.  Внучка Ломоносова — Софья Алексеевна Раевская прислала тысячу рублей. Наиболее крупное пожертвование — 5000 рублей — было сделано Николаем I. В общей сложности подписка принесла 53 395 рублей 3,5 копейки. Большой вклад в организацию подписки и сооружения памятника внёс поэт и сановник  граф Д. И. Хвостов, постоянно привлекавший жертвователей из петербургского высшего общества.

Торжественное открытие памятника состоялось 25 июня 1832 года, и было приурочено ко дню рождения Николая I.

Ломоносовская площадь

Проект памятника составил ректор Академии художеств — Иван Мартос. О своём памятнике он писал:

«Идею для составления моего монумента подала мне мысль, почитаемая лучшим творением Ломоносова, ода одиннадцатая «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Ломоносов представлен мною на северном полушарии для означения того, что он есть северный поэт. На полушарии выгравировано имя Холмогор, место его рождения. Положение фигуры выражает изумление, которым поражен он, взирая на великое северное сияние. В восторге духа своего поэт принимает лиру, подносимую гением поэзии… Вензель на лире — имя государыни императрицы Елисаветы Петровны, — означает, что Ломоносов был певец счастливого её царствования. Вышина стоящей фигуры Ломоносова 3 аршина 2 вершка; фигура гения в натуральную величину, а пьедестал в пропорцию против группы». На сферическом основании имеются надписи: с тыльной части памятника — «ПРОИЗВОДИТЕЛЬ  Г. ДѢИСТВ. СТАТ. СОВѢТ. И. П. МАРТОСЪ ЛѢТА 1829 ГОДА», с лицевой стороны — «ХОЛМОГОРЫ».

Постамент выполнен из розового полированного гранита с вкраплениями серого цвета, привезённого из Финляндии. С лицевой (южной) стороны постамента выгравирована надпись «ЛОМОНОСОВЪ 1829 ГОДА», с тыльной — «ПЕРЕНЕСЕН 1867 ГОДА — и 1930 г.».

Памятник М.В. Ломоносову

Место, выбранное императором на карте города и названное Ломоносовским лугом, оказалось неудачным, болотистым. За первые четыре года памятник просел в почву более чем полтора метра. К с 100-летию Ломоносова было решено перенести и памятник на более подходящее место. С разрешения Александра II памятник в 1867 году был перенесён к зданию губернаторских присутственных мест. В 1930 году памятник вновь перенесён и установлен у здания Архангельского лесотехнического института (в настоящее время — Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова), а на его прежнем месте поставлен Обелиск Севера.