«Государственная бабушка»: Мария Дмитриевна Кривополенова (31 марта 1843 – 2 февраля 1924)
Тридцать первого марта 1843 года в деревне Усть-Ёжуга Чакольской волости Пинежского уезда в семье черносошного крестьянина Дмитрия Никифоровича Кабалина родилась девочка Мария, будущая великая северная сказительница, сказочница, песельница. В семье своего отца от деда Никифора Кабалина Мария переняла былины и скоморошины, исторические песни, сказки и небывальщины.
В 1857 году вышла замуж за Тихона Кривополенова и переехала в его дом в деревню Шотогорку. Долгие годы она жила в бедности и безвестности.
Марью Дмитриевну Кривополенову как сказительницу открыл известный фольклорист Александр Григорьев, который в 1900 — 1901 годы записал былины, духовные стихи и издал в Москве в 1904 году.
Широкая известность пришла к Марье Дмитриевне в 1915 году. Летом московская артистка и фольклористка Озаровская ездила по Пинеге, в поисках песенных древностей и совершенно случайно услышала, как маленькая старушка, «Махонька», в толпе людей напевает редкую былину
Ольга Эрастовна, много лет посвятившая изучению устного народного творчества, поняла, что встретилась с истинно талантливой сказительницей. Фольклористка предложила бабушке поехать вместе с ней в Москву. Несмотря на свои 72 года, та охотно согласилась.«И вышло счастье. Для нас обоих»: писала позднее Ольга Эрастовна.
Несколько раз Кривополенова выступала в политехническом музее и университетских залах.Марья Дмитриевна, почувствовав к себе интерес, разошлась: с удовольствием исполняла старины, скоморошины, различные погудки.
В Москве была пропета знаменитая старина «Вавило и скоморохи», до Марии Кривополеновой известная только в упоминаниях и отдельных строчках других пропевателей.
Так заразительно, с чистым сердцем и достоинством природной артистки, диковинная старушка завоевала Москву. Воспоминания о первом выступлении оставил Борис Викторович Шергин, который в то время был студентом московского Строгановского училища.
С этого дня началась творческая дружба Бориса Шергина и Марии Кривополеновой,он был её учеником и поклонником, участником совместных концертов. Её таланту и памяти он посвятил первые свои газетные публикации.
Возвращаясь из Москвы, девятого декабря 1915 года Мария Кривополенова выступилав Архангельске. «В переполненной зале торгово-промышленного собрания на эстраде маленькая морщинистая старушка в синем крашеном костыче. Белые рукава с крупными чёрными горошинами. Повойник, поверх которого пёстрый, завязанный узлом у подбородка платок. Отрывисто, словно подбрасывая на руке весёлые самоцветные камешки, старушка поёт:
Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина, да неслыхальщина:
По поднебесью да сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивает,
Он чёрным хвостиком-то помахивает…
На этом вечере, как сообщала архангельская газета «Северное утро», «Марья Дмитриевна Кривополенова пропела несколько старин об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, историческую песню «Малюта Скуратов, Иван Грозный и его сын», а также духовные стихи».
Поездки Кривополеновой 1915- 1921 годов с Ольгой Эрастовной по городам России, Украины и Кавказа принесли северной сказительнице всероссийскую известность. Она покоряла своих слушателей природным артистизмом, сильным музыкальным голосом, чуткостью к слову. Даже в старости она сохранила глубокий сильный голос и природный певческий дар. «Итальянская школа!» — так восхищённо говорили о ней профессиональные певцы. Её выступления положили начало народному исполнительскому искусству на эстраде.
После этих выступлений её наградили дипломом «От Императорского географического общества» и медалью. И стала бабушка грамотным «гумагу» показывать, «а которы неграмотны – тем медаль».
Дома встретили с распростёртыми объятиями: бабушка приехала с деньгами, с подарками, одной внучке двадцать сарафанов, зятю коня купила. Нерасчётлива была Махонька, деньги и подарки разошлись по родне и соседям, и в доме зятя она снова стала «лишним ртом». Пришлось бабушке возвращаться в свой дом-развалюху и ходить по окрестным деревням собирать подаяния за свои песни и сказки.
Снова вспомнили Марию Дмитриевну только в 1921 году. По решению Совета Народных комиссаров Кривополеновой была назначена академическая пенсия и паёк, что было очень важным в голодающей России. Анатолий Луначарский приказал привезти в специальном вагоне, потому что «это уже не простая бабушка, а государственная!».
Перед отъездом в Москву, 19 июня Мария Кривополенова выступила с пением былин в Архангельске. Приветственное слово сказал Борис Викторович Шергин. От писателей и краеведов города поднесли Марии огромный пирог с изображением Архангельска и отрез старинной парчи на шубу.
В поезде по дороге в Москву Кривополенова всё время пела песни и рассказывала сказки восхищённым пассажирам. Двадцать первого июня Мария снова встретилась с Ольгой Озаровской и поселилась у неё на квартире.
В Москве престарелая сказительница распелась, ей было дорого и радостно, что её вспомнили, что её искусство нужно народу. В тот раз Мария Дмитриевна прожила в Москве только месяц, но от неё было записано много новых редких старинных песен: свадебных, рекрутских, наулочных.
Она повстречалась с наркомом просвещения Луначарским, побывала у него в гостях, связала и подарила ему трёхцветные пинежские рукавички.
Умерла М. Д. Кривополенова 2 февраля 1924 года в деревне Веегора. О последних часах её жизни сообщил Озаровской один из местных жителей: «Марьюшка попросилась на ночёвку.Она занемогла и легла на печь в сильном жару. В бреду она затянула любимую былину и, пробудившись от собственного пения, очнулась, и уже сознательно стала петь и всё пела, пела… вплоть до конца, когда за ней приехали сродники». Редкому артисту суждена такая кончина.
Похоронена Мария Кривополенова в деревне Чакола.На её могиле по инициативе О. Э. Озаровской была установлена памятная доска, а в 2004 году установлен памятник.
В 1993 году Чакольской сельской библиотеке было присвоено имя М. Д. Кривополеновой, а в 2019 году в здании библиотеки открыт музей Марьи Дмитриевны Кривополеновой – «Марьин дом».