Пётр 1 в Архангельске. Гравюра.

От своего собственного имени Пётр Первый начал заморскую торговлю в Архангельске с Европейскими странами.

Святой апостол Павел

«Желая служить примером для подданных, Пётр, заботясь об усиленном начале заграничной торговли, принял на себя звание архангельского купца и самостоятельно вёл торговлю на Севере». Но начало закончилось неудачей. По неопытности и новизне этого дела капитана не снабдили судовым паспортом, который бы подтвердил принадлежность судна России. «Святой Павел» ушёл в рейс под голландским флагом, а в это время Голландия воевала с Францией, и судно было захвачено и конфисковано французами как военная добыча. Об этом царю доложили в 1696 году.

Царские торги продолжались с 1694 по 1718 год, в течение 24 лет, и число построенных для него кораблей доходило до тринадцати. Они привозили для Государя из-за моря: сукно, свинец, горючую серу, медь, ружья, табак для войска и прочее. Торгуя и строя корабли, Петр поощрял к тому и частных зажиточных людей, разрешая для строения судов казённые леса беспошлинно, исключая сосны указанной меры». Русские торговые люди, получая на первых же порах хорошие барыши от заграничной торговли, настолько оправились от монополии иностранцев, что завели в Архангельске свои верфи и торговые дома.

Пертоминский монастырь в наши дни с восстановленным крестом.

PS: В 1694 году Царь Пётр Алексеевич провёл в Архангельске всё лето. Отметив 30 мая в Архангельске своё 22-летие, он решил в память о матери и по наказу брата царя Иоанна V, посетить Соловецкий монастырь. На рассвете 1 июня яхта «Святой Пётр» снялась с якоря и отправилась в море. Петра сопровождали архиепископ Афанасий, царский духовник и несколько ближних людей царя. Когда подошли к Унской губе, началась буря. Архиепископ Афанасий отслужил молебен во спасение, а государь и все присутствующие причастились Святых тайн. Все готовились к близкой гибели. И только благодаря искусству местного кормчего Антипа Тимофеева, который смог провести яхту через Унские рога в тихую бухту, трагедии удалось избежать и высадиться на берег у стен Пертоминского монастыря. Пётр провёл в этом монастыре пять дней и в память о чудесном спасении срубил своими руками обетный крест. Крест установил на том самом месте, где впервые ступил на берег. А затем вырезал на том кресте надпись : «Этот крест изготовил шкипер Пётр в лето Христово 1694». Шестого июня море утихло, и на следующий день яхта прибыла к Соловецкому монастырю. В Архангельск Пётр Первый вернулся 13 июня.

Известно, что царь щедро вознаградил кормщика: « Вот тебе шкиперское платье, носи на здоровье. И вот тебе ещё моя шапка да тридцать целковых в награду, и бысть тебе в полной свободе от монастырских работ».

Местная легенда донесла до наших дней, будто бы Антипа Тимофеев, предъявитель царской шапки, имел право угощаться даром в любом кабаке до скончания своих дней.

Что можно почитать:

Быховский, И. А. Архангелогородские корабелы / И. А. Быховский. — Архангельск : Северо-Западное книжное  издательство, 1988. — 174с., ил.  ил.

Герман, Юрий Павлович. Россия молодая: исторический роман [Текст] / Юрий Герман. – Санкт-Петербург :ООО Книжная лаборатория, Лениздат, 2017 -. – ( Слава России). ил.

Коничев К. И. Петр Первый на Севере. Повествование о Петре Первом, о делах его и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано. Архангельск :  Северо-Западное книжное  издательство 1984. – 366 с. ил.

Фруменков, Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв. — Архангельск : Северо-Западное книжное  издательство, 1975. – 283 с.

Быховский И. А. Архангелогородские корабелы
Коничев К.И. Пётр I на Севере
Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь