Марфа Крюкова

Белое море — одно из загадочных и суровых морей России. Несмотря на скромные размеры и суровый нрав, люди, живущие по его берегам, относятся к нему к нему с трепетом и почитанием.

В любое время года и суток оно завораживает: грозное, роковое – осенью и зимой; дремотное…тихозакатное – летом; радостное, пламенеющее на восходе – весной … Каким видела его Марфа Семёновна? Что слышала в рокоте волн? – Какие картины проносились в голове, когда сидела она на бел-горюч камушке «у самого Белого моря»…

Белое море

«Поэзия народа находится в тесном соотношении с его историей, в поэзии и в истории равным образом отображается таинственная душа народа…поэтому его история может объясниться поэзией, а поэзия – историей», — эти слова Виссариона Белинского раскрывают суть творчества Марфы Крюковой, её биографию и биография родного края.

У морюшка Белого я родилася,
В колыбельке я здесь качалася,
Здесь кликала меня родна матушка,
Играла-бегала я здесь по улочке.
Здесь пробежали-протекли первы слёзоньки,
Первы слёзоньки от веселья-радости.
Здесь пробежали-протекли вторы слёзоньки,
Вторы слёзоньки от печали-горести.
Вся планида-участь стояла передо мной на Севере…

В строчках её былин, новин и сказаний мы слышим отзвук любви к родному краю, мы понимаем, что каждое её слово навеяно, нашёптано морем и ему посвящается.

Поёт ли она былину, стародавнюю, киевскую, и вдруг в канву напева вплетается золотицкое причитание:

Тебе спасибо, моя жалосница,
Тебе спасибо моя ласкотница,
Разродима-родна матушка,
Ты денна моя печальница,
Ты ночна моя да богомольница…(Исцеление Ильи Муромца)

Былина «Женитьба Добрыни Никитича» также начинается северным причетом: «То не белая берёзка к земле клонится

Kaк ведь чадышко возлюбленно
Своей родной  матушке низко кланяетсе…

А заканчивает былину Марфа Семёновна традиционной своей импровизацией:

Как ведь этой-то старинушке конец пришёл.
Ищше Белому-ту морюшку на тишину,
А реке родной моей да Золотице всё
Как на честь, на славушку на великую…

Былину «Алёша Попович и Тугарин Змиёвич» она заканчивает уже другим вариантом этой концовки:

Как ведь этой-то старинушке конец пришёл.
Ишше нашему-ту Белому-ту морюшку на тишину,
Вот на Тишину, сказать, на тихую.
Как Двине-реке да нашей Северной,
Нa великую-ту ей да, скажем, славушку!

Каждое своё сказание Марфа Семёновна или начинала, или заканчивала очень важными для неё словами, ставшими постоянными формулами:

Славному Ледовитому окияну на тишину,
Всему народу на воспоминаньице.
От него пойдёт на пропеваньице… (Поколен  борода и ясны соколы).

Марфа Семёновна – поэт Белого моря. В родной деревне Марфу Семёновну и считали именно поэтом: «…Что былины пела, так это многие в Золотице раньше умели, а она сама сочиняла…». Викторин Попов, проведший рядом с Марфой немало дней-времени, писал: «Если бы кто-нибудь записывал все её повседневные рассказы, то получилось бы целое собрание стихов на самые разнообразные темы, а среди них немало таких, которые заслуживали бы опубликования в печати, как яркие образцы творчества народного поэта М.С. Крюковой»:

У того ли у моря Белого,
У лукоморья песку жёлтого
Стоит деревня наша  родная,-
От зимнего тюленьего промыла
Да от летней сёмги.
Новгородцы назвали наше место Золотицею…

Марфе Крюкова

Все, кто помнит Марфу Семёновну, говорят о том, как часами она просиживала на брёвнышке у моря, будто вела с ним неслышный разговор. Никто, кроме неё, не сказал о Белом море таких проникновенных слов:

Когда подуют-то ветры северные, холодные,
Когда падут ветры буйные с окиян-моря,
Растреложится-то наше море Белое,
Разыграется страшна морска музыка,
Загремят серы камешки беломорские,
Никуда от шуму морского не уйдёшь никак.
На круты горы зайдёшь, да всё слыхать его,
За тобою море гнается, да настигат тебя,
Будто катится гора высокая со пригрозами,
С пеной белою, да со жемчужною…

«Этот образ всюду настигающего моря потрясает. Только настоящий поэт может так пpocтo и выразительно нарисовать величественную силу моря. Марфа Семёновна любит и понимает море, обладает неисчерпаемым запасом

традиционных народных образов и эпитетов», — так откликнулся на эти строчки писатель Александр Морозов.

Гимном Белому морю и родному краю звучит сказание «Здравствуй, морюшко Белое»:

Уж вы здравствуйте, волны беломорские,
Уж вы здравствуйте, родные бережочки,
Здравствуй, здравствуй, родная страна северная…

Марфа Семёновна не скупится на краски и образы в прославлении родного края:

А льды наши зимние блестят, будто браманты,
Морозы выигрывают будто в струны серебряные…

Наступит весна красная, прекрасная,
Как потают тогда снежки белые,
Как подуют ветры со летной стороночки,
Разобьют-разломают в реках все лединочки,
Засветит-то светло красно солнышко,
Никогда оно из очей, из глаз не укатывается,

Оно светит каждый час, каждую минуточку,
А зовет оно к себе зорюшку славна утренню.
Вся природа тогда бывает изукрашена,
Изукрашена она да изнаряжена.

Много прелестей в стране нашей сверной,
Ещё больше у нас разного богачества!

Промыслы поморов

Марфа перечисляет всё, чем богат наш край, кроме алмазов: про алмазы она не знала, но это символично, что месторождение найдено именно на земле Марфы Крюковой, в верховьях родной реки Золотицы. Не забывает Крюкова сказать доброе слово о поморах:

А народ-люди у нас трудливые, работные,
Они не страшатся погодушки беломорской,
Промышляют они зверя морского,
Промышляют они рыбу-краснорыбицу…»

Довелось Марфе Семёновне повидать всю Россию, моря южные, земли вечноцветущие, но для неё —  «своя-то родина милей всего:

Приеду-то я в родну деревеньку Золотицу,
Я повыйду ко Морюшку ко Белому
На крутой бережочек, на рассыпчатый песок,
Ко сырым ко белым камешёчкам.
Погляжу я в раздолье широкое,
Погляжу я в пучину во глубокую,
Пропевать-то я буду в пропеваньицах,
Говорить-то я буду в рассказаньицах
Про родной край да про родимыий!
Возвеличивать-то буду нашу сторону северную
Со всей родной природой да со прелестию…

В этих строчках и заключается жизненное кредо Марфы-поморки. Так она понимает своё назначение на земле и свой поэтический дар она определяет как служение родному краю.